Последнее обновление этой страницы - 20/03/04 .

Путевой дневник.

Москва - Махачкала - Дербент - Куруш - Черкесск - Архыз - Москва.

22 июля - 19 августа 2003 года.

Летом 2003 года мы совершили путешествие по указанному маршруту.
Мы - это Андрей Стволинский и Наташа Антипова.
Люди знакомые с географией Кавказа должны понять, что путешествие было не из лёгких и потому сведения, содержащиеся в путевом дневнике могут быть полезны тем, кто захочет посетить эти замечательные места.

Дневник написан Наташей Антиповой, снабжён моими комментариями и будет появляться здесь постепенно по мере готовности страниц.
Фотографии на самом деле являются кадрами видеосъёмки, потому высоким качеством не блещут.

СТРАНИЦА 1 СТРАНИЦА 2

24.07 четверг

Поезд Москва-Махачкала отправляется из Москвы и прибывает в Махачкалу. Наш поезд опоздал на полчаса и приехал чуть позже 11 утра. Маршрутка до Дербента стоит 80р - место. Но ведь у нас еще 2 больших рюкзака, и мы поехали на такси за 300р. Ехали больше 2 часов с 2-мя остановками на всякий кофе - бензин - обед. Там не принято спешить. Исключение - скорость на дорогах. Гнали в среднем 130км/ч на раздолбанной девятке по так-себе дороге.
Гостиница "Волна" - воды нет. Нет даже в туалетном бачке. Видимо, водопровод с давних времен сломан. Есть ведро с водой и ковшик. Гостиница - одно из немногих 4-этажных зданий в центре города. Остальные дома в основном 2-этажные, из местного большого кирпича, обмазанные глиной или цементом, с внутренними дворами. Прямо под гостиницей начинается главный базар и подъем к Нарын-Кале - древней крепости. Улица Ленина как-никак!
Сегодня купались в море, бродили по городу. Очень круто, восточно, экзотично, красиво. Но довольно вонюче местами и мусорно. (Это всё-таки было первое впечатление. Город достаточкно чистый, просто мы поселились прямо на базарной площади. Море нормальное, относительно чистое ,пляжи практически пустые. Если ближе тридцати метров от нас были люди, это называлось "много народу".)
Мечеть прямо под окном гостиницы и проспать молитву на рассвете невозможно. :о)
В 20 часов все уже закрыто, работают только редкие магазины и кафе. В 20.25 услышали первого муэдзина из ближайшей мечети. Следующая молитва была в 23ч, а затем в 5 утра. Это было так красиво, что я с удовольствием разбудилась и слушала.

Вечерняя молитва mp3 400kb

Гостница - 80 рублей с носа в сутки.
Помидоры - 3р/кг, с пакетом - 4
Арбузы - также
Дыни - 7р/кг
Обедали в кафе напротив входа в вокзал - 100р на двоих Огромное чуду с мясом (типа чебурека) - 50р Пиво "Горец" - 10р
Все очень вкусно.

25.07 пятница

Первую половину дня провели в поисках какого - либо транспорта на Куруш, так как в наши планы (особенно в мои) входило посещение этого самого высокогорного поселка в Европе - 2500м над уровнем моря. Тщетно. Наши расспросы местного населения ни к чему не привели. Когда я пыталась это выяснить у кого - либо, люди почему - то пугались и не находили, что мне ответить. А когда спрашивал Андрей, его посылали то на Южный автовокзал, то на Старый. Как оказалось позже, Старый автовокзал давно уже не существует, просто в центре около базара стоят городские маршрутки. Это единственный вид городского транспорта.
Для туристов наиболее актуальный вид городского транспорта - такси. обычная цена проезда по городу - 20 рублей. Мы платили 30 и водители были крайне довольны. Кроме того, центральная часть города очень небольшая и по ней вполне можно перемещаться пешком.
В общем, мы забили на поиски и пошли обедать. Долго искали в центре города кафе. Нашли "Табасаранский водопад". Обед 90р на двоих за жаркое и чай. (Завтракали и ужинали мы самостоятельно, покупая продукты).
Поход в старую крепость, что стоит над городом в предгорьях. Подъем по огромной каменной лестнице до крепости впечатляет. Да и сама крепость - мощная. Не зря все ж называли Дербент Каспийскими воротами. Старые крепостные стены идут от крепости к морю. Они вросли в жилой массив, то исчезают то снова в нем появляются. Прямо в стене иногда видны окна и двери. Удивил нас зверь на воротах. Старый город меня поразил. Люди такие древние, кучи детей, внутренние дворики… Местные парни показали нам действующие бани, которым уже700 лет. Видели старые шиитские мечети. Зайти побоялись.
Нарын-Кала. Самая большая крепость на Ближнем Востоке.
Крепостные стены проходят через весь город до самого моря. От старых ворот начинаются улицы.
Тотемный зверь над воротами. Идентифицировать не удалось . Котик? Тюлень? Недопёсок какой-то... :о)
Типичная улица старого города. Две машины тут разъедутся далеко не везде.
Старая шиитская мечеть.
Говорят, ладонь - символ мусульман-шиитов.

На протяжении этих 2 дней в городе все местные, которые завязывали с нами разговор, удивлялись, почему мы живем в "Волне" а не в гостинице "железнодорожника". Видимо там лучше, она - около моря. Хотя нам и тут вполне неплохо жилось за 80р в сутки с носа, хоть и поливались из ковшика.
Еще все нас пугали на тему недоброжелательности местных, говорили, чтоб мы не выходили на улицу после 21ч.
Дагестанцы, вообще - то очень напряженные люди. Угрюмцы такие. Особенно - мужчины. Говорят, их в детстве по головке не гладят…( мужчин) По сравнению с абхазами - небо и земля. Пьют очень мало. Мусульмане.
Но за все путешествие никто нас ничем не обидел, только пугали все…

26.07 суббота

Узнали у дежурной тетки в гостинице, что есть автобус до Ахты, а там есть маршрутка до Куруша. Пошли на Южный автовокзал. Оказалось есть прямая маршрутка до Куруша. УАЗик типа "буханка". Но нам пришлось часа 2 ждать его отправления. Ко всему прочему водитель уехал менять какие-то баки, увез наши рюкзаки, а нас оставил вместе с мужиком - зазывалой. На наши вопросы он хмуро отвечал, покуривая сигарету: "Щас прыедэт…" А когда он встал и пошёл куда-то(за сигаретами), я вообще застремалась. Оказалось, что это у них обычная практика. Люди, которые вместе с нами ждали тогда УАЗик, тоже оставили в машине вещи - заняли места - и совершенно не волновались, когда водитель уехал куда-то минут на сорок. Нам же пришлось пережить несколько неприятных минут, поскольку мы оказались посреди автовокзала вообще без вещей, имея при себе только паспорта и минимум денег. Но, ничего, водитель вернулся, и в 12.30 мы поехали.
Это было незабываемо. Ехали где-то 4,5 часа. По дороге в разных аулах залезали разные люди с продуктами типа арбуз, картошка, помидоры. Это при том, что когда мы выехали из Куруша, мне казалось, машина была заполнена под завязку. Сам водитель вез немерено барахла. А от Усухчая до следующего аула мы ехали уже в количестве 20 человек!!! Включая троих детей (одного по дороге стошнило), и море продуктов. Причем дорога, как и положено горной, была крутой. Асфальт кончился в Усухчае, дорога размыта дождями, туман. Страшновато мне было… Но водитель вел машину уверенно. За маршрутку заплатили 180р (2 носа, 2 рюкзака).
В Куруше мы выползли в туман на негнущихся ногах и с трясущимися конечностями. Я пребывала в глубоком шоке
1) от страха
2) от происходящего в машине(кстати, очень грелся мотор, который находился под нашими ногами)
3) от высоты (2500м над уровнем моря)
4) от увиденных красот
5) от самого поселка.
Дагестанские высокогорные аулы сильно отличаются от карачаевских и абхазских Их строят не в долине, а на горе, вернее, даже на скале. Дома прижимают друг к другу крайне плотно и зачастую они образуют своего рода шапку на вершине. Куруш построен именно так. В облачную погоду тучи неизменно ложатся на застроенный утёс и половину жизни курушцы проводят в облаках. Когда мы приехали, на посёлке тоже лежало облако и, выбравшись из машины, мы попали в абсолютно нереальную обстановку. Это не было похоже ни что виденное ранее!!!

Так Куруш выглядит снизу, от реки.
На самом деле, это не туман, это облако.
Сверху на каменном заборе - кизяки. Дров там нет впомине, коровий навоз - единственное топливо.
Более запасливые хозяева - слой кизяков заметно толще.
Типичная курушская улица.
К зиме маленькие курушские дворики заполняются не только кизяками, но и сеном.

Мужики показали нам дом Мусы, у которого есть ключ от турбазы "Ерыдаг". Мусы не было. Ключ в виде отмычки дал нам сын Мусы - Бедруддин. Ключ в последствии отбил Андрюхе всю коленку, так как он носил его в кармане штанов. Еле дошли до вагончиков типа "Кунг" и очень быстро поняли, что гостиница "Волна" была раем. После того как нам снесло крышу от выползших по очереди из тумана Ерыдага и Базардюзи, на нас набежало холодное сырое облако. И нам пришлось ложиться с ним спать, так как ничего не стало видно. В вагончике сквозняк. Спать холодно даже в свитере, куртке и под спальником. Наши развешанныепо вагончику мокрые носки - штаны наутро стали еще мокрее. Вечром приходил Бедруддин - опять нас запугал всяким беспределом погранцов и местной молодежи.
"Пчеловод придет - ты вообще с ним не разговаривай. Будет мозги е..ть, зачем тебе это надо… Ночью дверь никому не открывай, погранцов не пускай…"
Бедруддин взял с нас денег за проживание. 80 рублей за вагончик в сутки, не важно сколько человек там живёт.
Так вот вскипятили чаю ( газовая горелка - вещь !!!) и в стреме заснули в 9ч.

Турбаза ЕРЫДАГ - пять белых вагончиков в получасе ходьбы от посёлка.
Ключ от турбазы. Открывает любой вагончик. Весит грамм 200.
Антипова в тумане.

27.07 воскресенье

Вид на Куруш с окраины посёлка.
Деревьев здесь вообще нет. В поселке топят кизяками(сухие коровьи лепешки). Они лежат везде штабелями вдоль заборов, на заборах, на крышах. И рододендрона нету (спасительное топливо, когда нет дров). Так что без горелки здесь - никак. У пастухов(чабаны) в палатке обязательно стоит газовый баллон.
Утром (7ч) я вымаливала у природы солнца. Солнце появлялось редко. Небо было в тучах.
Наш завтрак: чай зеленый с лимоном, медом и хлебом. Хлеб местные пекут сами. Метровые такие лепешки - типа лаваш. Мы одну лепешку ели в итоге 3 дня, потом еще 2 дня в Дербенте - так и не доели. Причем ее вкусовые качества со временем не портились.
Полезли в гору. Вслепую. Нас опять накрыло туманом. А наша карта подробностью не отличалась(5-километровка республики Дагестан, купленная на Кузнецком мосту в "Атласе" - лучшее, что нам удалось найти). Долезли до оконечности Куруша, которую с базы не видно. Большой, однако, поселок!
Насруддин с сыном.
Посидели в клочьях тумана и пошли искать дом Мусы и Бедруддина, дабы купить молока и сыра. Встретили уже знакомого нам Насруддина, который "потерял барашку". Насруддин материализовался из тумана рано утром. Бродил вокруг с биноклем, зашёл познакомиться. Жаловался, что барашки разбежались, никак не может собрать. Он затребовал "снять" его с сыном Мисруддином - "Миша, по вашему".
Курушские дети. Вдалеке - женщина с кувшином идёт за водой.
Дети похожи на детей аборигенов, когда выстраиваются перед камерой в ряд и с удивлением и страхом на нее смотрят. Женщину, несшую большой кованый кувшин, Андрей снимать забоялся (мусульманок не положено снимать на фото/видео).
Бедруддин пригласил нас в гости. Дал на пробу сыр и хлеб, вернее, жена его дала. В доме тепло. На полу полосатые подстилки, на стенах - ковры. Сидят на подушках. Низкий большой стол. Разговор был довольно скованный. Типа: -Ты где работаешь? - На телевидении. -А-а-а… Хорошо. Телевизор починишь? Сломался вот…
Бедруддин продал нам бутылку молока и 500 гм домашнего сыра за 150 руб (!?)
Наш обед: молоко, сыр(очень соленый), хлеб.
Река Чехычай. Множество ручейков на широкой каменистой пойме.
Опять пошли гулять, нашли дорогу, траверсирующую склон, противоположный Базардюзи по направлению к истокам реки Чахычай. Познакомились с Гулей и Джамилей, которые гуляли с детьми, "день коротали". Опять набежало облако и мы спустились к базе. У реки холоднее, чем на горе. Курушцы - не дураки. Мы обгорели, на солнце было жарко.
Наш ужин: чай с лимоном, хлебом и медом.
Река грязная, широкая и мелкая. Она несет пыль с горы. Купаться в ней нельзя, но при большом желании в ней можно найти чистый ручеек или лужицу с отстоявшейся водой. В течении дня река постоянно меняет свое русло, и место с чистой водой приходится искать заново. Ну, вообщем, нашли, набрали в бутылки, занялись личной гигиеной. Эта ночь, вроде, была теплее. Но все равно, в чем ходили, в том и спали. А я еще шерстяные носки натянула. Жалели, что у нас нет второго спальника. Можно было бы застегнуть их вместе, и получился бы большой, непродуваемый мешок.
Отбой в 22ч

28.07 понедельник

Утро было ясное, с солнышком.
Завтрак: вермишель "Ролтон" с хлебом.
Гора Шалбуздаг лишь однажды показалась нам среди пелены облаков.
Ерыдаг со стороны реки. 900метров отвесного скального монолита.
Палатка пастухов. Четыре человека проводят здесь всё лето.
Мурат. Добрый человек. Без него мы б водопада не увидели.
Вчера Гуля с Джамилей обещали отвести нас на "Пир" и прислать детей за нами. (Святое место на склоне Шалбуздага. О нём знают во всём южном Дагестане. Приезжают привязать ленточку и загадать желание. Раньше туда допускались только мусульмане, сейчас, говорят, неверные туристы иногда тоже добираются. Нам не довелось...) Мы встали в 6.30 и ждали их до 10 часов. Я порисовала. Потом решили пойти к горе Ерыдаг, попробовать найти водопад. Перешли по мосту через реку и пошли дорогой, ведущей на погранзаставу. Когда нам открылся вид на Ерыдаг, мы пытались найти на скальной стене горы водопад, но тщетно. Этот водопад, как и большинство других, имеет сезонный характер; к концу июля снег в горах уже почти весь расстаял и потому обмелевший ручей терялся теперь на фоне жёлтой стены Ерыдага. На наше счастье мимо ехали два чабана, и я пошла спрашивать у них, где же водопад. На что мне ответили: "Садысь…" и кивком указали на маленькую лошадку, идущую на привязи. Ну, я села. По дороге Мурат спрашивал меня про Андрюху " А этот…кто он тебе?", на что я отвечала: "жених!" Это у них самый распространенный вопрос. Обычно его задавали Андрею ("кто она тебе"), и мы еще в Дербенте научились правильно на него отвечать. В итоге чабаны нас довезли до своего жилища. Загон с овцами и палатка. Пригласили выпить чаю, высыпали на стол всякой еды: сливы(!), сметана, хлеб, масло, конфеты. У пастухов, проводящих лето в горах, своя система ценностей - молоко, сметана, масло здесь ничего не стоят - коровы доятся отлично и главная проблема - сохранить эти продукты и найти потребителя. То, что привозится снизу, ценится гораздо выше, при этом наверху этой странной иерархии - свежие фрукты и овощи. Они не растут даже в Куруше, их привозят из Дербента. Если вас угощают сливами, значит вы ценный гость. В подобный гостях нужно быть очень внимательным, а то можно облажаться. Андрюха, например, случайно сел на почетное место. Хозяева на такое могут обидеться. Но эти, вроде, не обиделись и ничего не сказали, только посмеялись. Один чабан оказался братом Бедруддина.
Чараур. Самый высокий водопад Дагестана. К концу лета разделяется на три ступени.
Вода стекает прямо из-за облаков. Высота падения - 250 метров.
Путь к водопаду лежит по многочисленным осыпям.
Даже вблизи на этой шершавой скальной стене водопад разглядеть непросто.
Мурат показал нам дорогу к водопаду.
Для нас она была утомительной. Но то, что мы увидели, превзошло все ожидания. Сказка! Искупались в брызгах водопада. Не хотелось уходить. Высота - около 3100. В скалах клекочут птицы, кружатся на воздушных потоках. Андрей видел диких козлов, которые быстро от нас смылись. Был бы головокружительный вид, если бы не туман. Здесь есть ровные травяные площадки для палатки, и можно отсюда начинать поход на несколько дней по верхам под Базардюзи (такой круг получится).
Съели немного шоколадки. Стали возвращаться. По дороге обратно нас догнал Мурат со стадом, огорченный тем, что мы не зашли к ним покушать. Дал нам 2 яблока и семечки. Еда, привезенная снизу(с равнины) считается ценным и почетным угощением.

Напиться из водопада нереально. Тут же накрывает облаком брызг.
Испить чараурской воды можно только из ближайшей лужи.
Базардюзи. Самая высокая гора в окрестностях Куруша.
Вечные снега цирков Базардюзи.
Вид на Куруш от подножья Ерыдага.
На мосту через Чехычай встретили погранцов. Они переписали наши паспорта, вернее, только паспорт Андрюхи. Мы очень устали, но надо было еще сходить в поселок и договорится с Бедруддином о нашем отъезде. Вобщем, пошел Андрей, а я пошла к нашему кунгу. Зашла в кунг положить вещи, и тут в проеме дверей возникает погранец-дагестанец с моста и бодро говорит "Можно зайти?" Я его вытеснила на улицу и там с ним разговаривала. Всяко разно поспрашивал, улыбаясь во весь рот. "А кто он тебе…А куда он ушел… А где пчеловод?..." А потом спросил, можно ли иметь со мной "какие то движения", объясняя это своей службой и нелегкой долей. Пришлось изображать строгость честной невесты и довольно долго объяснятся. Погранец, вроде, не обиделся. "Ну, я так, спросил…" Но уходить ему явно не хотелось. Напоследок уточнил "Ну от тебя точно толку не будет?", и, услышав отрицательный ответ, распрощался, пожав мне руку (редкий случай). Ну, я слегка перестремалась, так как на плече у него весел автомат. Хотя погранец мне не угрожал, а наоборот всячески проявлял свою доброжелательность.
Пришел Андрей, и вот мы кипятим воду.
Ужин: вермешель "Ролтон", чай.
Отбой в 22ч.

29.07 вторник

День отъезда в Дербент.
Подъем в 4 утра.
Завтрак: вчерашний чай с лимоном и печеньем(мед кончился).
Еле добежали до Куруша. (Хотя Куруш отлично виден от базы и расстояние до него по прямой - метров пятьсот, подъём с рюкзаком в темноте по мокрому склону занял минут сорок.)Состояние никакое. Уазик уходит в 6.15. Повезло - машина новая, с мягкими сиденьями. Народу - мало! (Мало - это значит, что количество пассажиров всего на одного больше количества посадочных мест. Но после Усухчая машина действительно опустела.)Открывались красивые виды на Шалбуздаг, который во время нашего присутствия все время прятался за тучки.
Во время шторма пляжи пустеют абсолютно.
Волны ничуть не хуже черноморских.
Приехали где-то в 9.30. Вниз-то быстрее! Поселились в "Ж/Д" гостинице. (Прямо на берегу моря.)ДУШ!!! Это было счастье!!! Весь день отвисали, приходили в себя (резкая перемена высоты - серьезное испытание для организма). На море был шторм. Андрей купался. (Я поначалу Каспий недооценивал. Думал, что больших волн в этой луже быть не может. Зря! Настоящее море. И штормит реально. Купаться было страшновато.)
Гостница - 80 рублей с носа в сутки.
Дыни - 8р/кг

Отбой в 22.20 Вместо муэдзина , слушали писк комаров…
Гора Базардюзи в лирическом исполнении.
Лирическое отступление.
Гора Базардюзи - самая строгая и величественная в окрестностях Куруша. Все тучи и туманы спускались с ее вершины. Всякая погода начаналась с ее повеления. Она могла внушать страх, могла внушать восторг. А те, кто пишут в учебниках, что древний человек придумал богов из-за своей невежественности, определенно ни разу не были в горах.

30.07 среда

Вид из окна нашего номера.
Вид из окна гостиницы на море.
Пришли к выводу, что гостиница "Волна" все же лучше гостиницы "Ж/Д", хоть вода только в ведре и от моря далеко. Зато душевно! Муэдзин опять-таки. В этой вообще какая-то помойка, и за окнами поезда гудят, и комаров море…
Окна у этой гостиницы выходят с одной стороны на море, с другой - непосредственно в локомотивное депо, которому гостиница и принадлежит. Нам, естественно, дали номер без вида на Каспий. Гуляли по городу. Я отправила домой бандероль с морским песком (для художественных целей). Песок тут необычный, с красноватым оттенком. Девушка на почте нам поведала, что все мужики города уезжают на заработки на север. Нелегко им, видимо… В социальной сфере обслуживания работают только женщины. Исключения - несколько относительно дорогих и респектабельных (по местным меркам) ресторанов. В один такой мы с Андрюхой решились зайти. Нас обслуживал официант - мужчина.
Шашлык из осетрины, шашлык из баранины, 2 пива, свежий салат - все это вместе - 145 руб !!!
Шашлык, правда, только из осетрины был вкусным, а из баранины - какой-то не очень.
Освоились. Уже уютно. И надо уезжать.
18ч. - автобус Дербент - Мин-Воды. 420р за лицо и 10р - багаж
Впереди почти сутки пути вдоль чеченской границы из Дагестана в Карачаево-Черкессию.